Российские торговые сети инвестируют все больше средств в развитие направления готовой еды, а в крупных магазинах все чаще появляются собственные кафе и рестораны. Подобную стратегию уже осваивают «Глобус», «Перекресток», «Лента», «Азбука вкуса», «ВкусВилл» и многие другие ритейлеры. Уже сейчас торговые сети могут составить серьезную конкуренцию заведениям общепита.
Развитие направления кулинарии позволяет крупным магазинам решить целый ряд задач:
- увеличить трафик в торговых точках – по данным аналитиков, качественная готовая еда повышает оборот магазина в среднем на 10–15%;
- повысить лояльность покупателей к своим торговым маркам;
- увеличить объем продаж продукции, произведенной компанией.
Покупатели крайне благосклонно относятся к возможности приобрести готовые блюда и свежие полуфабрикаты в супермаркетах. Нравится им и формат кафе и ресторанов при магазинах – это позволяет совершить покупки и приятно провести время в одном месте. Ритейлеры же получают хороший плюс к прибыли. Так, в «Азбуке вкуса» доля готовой еды и кулинарии в чеках составляет уже 34%. У «X5 Group» только за 2022 год объемы продаж в этом сегменте увеличились на 20%.
Рост популярности отделов кулинарии в супермаркетах во многом связан с изменением образа жизни современной молодежи. Сейчас люди предпочитают не готовить еду дома, но на ежедневные походы в кафе и рестораны у многих нет времени и денег. Гораздо удобнее купить полноценный обед или ужин в супермаркете у дома.
Также большую роль в росте популярности направления готовой еды в торговых сетях сыграл локдаун во время пандемии коронавируса. Когда рестораны и кафе были закрыты, люди обратили пристальное внимание на отделы кулинарии в супермаркетах. Те, кто успел «приручить» покупателей вкусной готовой едой в тот период, сейчас пожинают плоды эффективной работы.
Но и для тех сетей, которые не успели открыть кулинарию при своих торговых точках раньше, еще ничего не потеряно. Сегмент продажи готовой еды при супермаркетах остается крайне перспективной. При правильно выстроенной бизнес–модели и достаточных инвестициях можно открыть собственную фабрику-кухню при магазине и даже наладить производство полного цикла. Успешные кейсы уже есть. Вряд ли супермаркеты заставят людей полностью отказаться от посещения кафе, столовых и ресторанов, но занять 5-7% рынка в сегменте общепита им вполне под силу.